Хочу заниматься вокалом!

Самое первое, с чего вы должны начать, решив заняться вокалом – оценить свои музыкальные способности. Вы наверняка спросите: «Как же я могу оценить себя, если я не имею никакого музыкального опыта». Вопрос резонный! Но для первоначальной, неглубокой оценки, мы с вами можем справиться и без опыта. Самый важный критерий для вокалиста – чистое интонирование, или как говорят в народе – умение попадать в ноты. Как бы совершенна не была ваша техника – даже самую маленькую фальшь всегда слышно очень ярко.
Если попадать в ноты удается не всегда, то вам следует попробовать занятия с педагогом, это будет лучший вариант. Педагог будет заниматься с вами по специальной методике, предложив вам индивидуальный комплекс упражнений, направленный на развитие слуха.
Если вы слышите и понимаете, что не попадаете в ноты – значит у вас есть музыкальный слух, не менее важный аспект в вокале. Но, даже если вы этого не слышите, не отчаивайтесь! Развить слух может каждый, но на это потребуется время.
Следующая ступенька на пути к становлению великим вокалистом – дыхание. Научиться правильно дышать – обязательное условие для хорошего вокала. Почти все люди, как говорят в народе – дышат в плечи. Или, как это называется правильно – используют грудной тип дыхания. На вдохе при этом поднимается грудь и плечи, живот при этом либо втягивается, либо остается неподвижным. В вокале такой тип дыхания – табу. Неправильное дыхание ведет к зажимам, также от дыхания зависит сила голоса, свобода звукоизвлечения, выносливость. Правильный тип дыхания – диафрагмальное, или, простым языком – дыхание в живот. Диафрагма – это мышечно-сухожильная перегородка, отделяющая грудную полость от брюшной. Её граница условно проходит по нижнему краю рёбер. Если вдох произведен верно, он задействует эту главную дыхательную мышцу. При вдохе живот надувается, как шарик, а грудь и плечи же, в отличии от грудного типа дыхания, остаются неподвижными. Для того, чтобы почувствовать правильный брюшной вдох – попробуйте подышать, как собачка, очень быстро, высунув язык. Если не получилось – ниже приведет список упражнений, направленных на понимание и развитие диафрагмального дыхания:
1. Самое простое и при этом основное упражнение: ложитесь на пол, положите правую руку на грудь, а левую — на нижнюю часть живота. Дышите и следите за тем, чтобы левая рука поднималась, а правая была неподвижна. Во время вдоха максимально набирайте воздух в живот, при выдохе он должен плавно опускаться, причём равномерно. Грудь двигаться не должна.
2. В том же положении потренируйте разные типы выдоха. Вдохните воздух носом, спокойно, без напряжения, а выдыхайте очень медленно, через полуприкрытые губы, так, как будто вы легко дуете на свечу, чтобы пламя отклонилось, но не погасло. Постарайтесь выдыхать так долго, как только возможно. При выдохе вся область живота должна втянуться. Обратный вариант этой техники — выдыхать с резким звуком «ха!», так же, в положении лежа. Звук при этом должен исходить не из груди и не из гортани, а именно из живота.
3. Исходное положение то же самое, только теперь мы добавляем дополнительный вес: на живот кладём книгу. Это может быть как небольшая книга в мягкой обложке, так и фолиант весом до 1,5 кг, только вес книги следует увеличивать постепенно. Дышите животом, задерживая дыхание на 2–3 счёта на вдохе и выдохе. Помимо брюшного дыхания упражнение немного тренирует и мышцы пресса.
Также, можно потренироваться на упражнениях дыхательной гимнастики по Стрельниковой. Автор методики — Александра Стрельникова — была оперной певицей и педагогом. Она использовала дыхательные упражнения, которые придумала вместе с матерью, чтобы разрабатывать голос и спасаться от приступов удушья (у женщины было больное сердце).
И последняя, но не мало важная вещь, о которой следует знать начинающим вокалистам – вокальная позиция. Самое главное, о чем вы должны помнить – пение не должно быть сложным. Идеальный вариант вокального исполнения – пение в речевой позиции. При этом гортань находится в таком же положении, как при обычном разговоре, что позволяет пользоваться голосом так же свободно и легко. В этом нам поможет прием пения «на улыбке» — в такой позиции звук будет извлекаться правильно и красиво. Не стоит улыбаться во все 32, это может привести к зажимам, что очень вредно влияет на голос. Просто слегка улыбнитесь – и все будет прекрасно!